Регионы

Наталья Кларк: «Все трудности преодолеваются, если ты любишь свое дело»

Текст: Анна Гуляева
8 января 2021, 13:00

Гостьей рубрики «Женский взгляд» стала Наталья Кларк - признанный профессионал спортивной журналистики, телеведущая, чья жизнь крепко связана с хоккеем во всех его проявлениях. О секретах мастерства, трудолюбии, особенностях прямого эфира со скамейки запасных и своих собственных победах Наталья рассказала в беседе с Ночной хоккейной лигой.

- Для всех поклонников хоккея ваше имя неотделимо от этого вида спорта. Расскажите, как и почему вы сделали выбор в пользу хоккейной журналистики?

- Многие события моей жизни происходили по некоему веянию судьбы. И с хоккеем произошла та же история. В 2003 году я поехала на Кубок мэра, турнир тогда проходил ещё в старых Сокольниках. В редакции попросили съездить для программы «Хоккей России». Просто так получилось, что больше ни у кого не было возможности туда отправиться.

И меня увлекла эта игра и атмосфера общения с участниками и победителями турнира - я приехала на соревнования уже в решающий день. Умудрилась, может быть, даже напутать фамилии игроков - такой большой объем информации нужно было отработать в один момент. Но сумела сориентироваться и всё прошло благополучно. Мой репортаж понравился редакции передачи, и меня попросили сделать еще.

Потом я стала придумывать какие-то темы, например, про хоккей и кино, делать интересные интервью. С тех пор хоккей стал частью моей жизни. Кроме того, свою роль сыграл тот момент, что тогда в программе «Хоккей России» подобралась команда ребят, которая горела своим делом и хоккеем, всем нравилось то, что мы делали. Мы до глубокой ночи могли монтировать эти сюжеты, придумывали кучу каких-то фишек. И всё это делалось не на современной технике, как сейчас, когда мы можем смонтировать видео гораздо быстрее и, возможно, менее энергозатратно.

Мы все жили этим. Артем Дроздов - редактор программы, наш режиссер, и Динара Кафискина у нас тоже тогда работала. Всё вместе это и сыграло на моем вкусе в видах спорта и завлекло в хоккей окончательно.

- Вы неоднократно становились лауреатом различных премий за свои репортажи. Какая из них стала для вас самой значимой?

- Не могу сказать, что премий было много, их, наверное, можно пересчитать по пальцам одной руки. Никакой скромности, это реальное отношение к делу. Я бы не стала выделять какие-либо награды, я всегда говорю спасибо за оценку моей работы. Это была и Федерация хоккея России, и Профессиональная хоккейная лига, которая существовала до КХЛ, и, собственно, Континентальная хоккейная лига - я говорю о «Бронзовом микрофоне». Большое спасибо тем организациям, которые всегда отмечали мою работу.

- Насколько сильно изменилась спортивная журналистика за время вашей карьеры? Есть ли какие-либо форматы и жанры, которые сложно было представить, скажем, в 2008 году?

- Я бы не сказала, что произошли какие-то сильные изменения. Классика жанра осталась, потому что телевидение остается телевидением. Но появился формат, который сейчас всех увлек - я имею в виду YouTube-каналы, подкасты, где присутствует достаточно простое общение, где не существует запрета на мат, поощряется некая просторечность и нужен экшн, драйв, выплеск эмоций. Сейчас это модно, и Интернет-проекты - единственное отличие современной спортивной журналистики от образца десятилетней давности.

Каноничные моменты, которые присущи федеральным каналам, по большому счету, остались незыблемыми и никуда не делись. Это интервью, обзоры, репортажи, которые ведутся с хоккейных матчей для информационных выпусков новостей. Можно сказать, что некоторые вещи недавно появились… Но опять же, мы переняли их из-за океана, где они существовали уже давно. В большей степени я говорю о развитии компьютерной графики, разборах моментов с помощью графических чертежей на экране. Это не было доступным в 2003 году. Сейчас всё это в полной мере используется на телевидении, от 3D-графики до создания, условно говоря, игрока в полный рост в студии и так далее. Здесь очень много компонентов, которые появились и развиваются именно благодаря технологиям.

- В последние несколько лет вашей визитной карточкой стали включения со скамейки во время матчей, поделитесь, пожалуйста, секретами удачного sideline.

- Sideline - это тоже история, которую мы переняли у иностранных коллег, практически то же самое, что обычное интервью, просто во время матча ты находишься между скамейками и помогаешь своими комментариями рассказывать о происходящем у льда во время игры. О том, как тренеры и игроки реагируют на ту или иную ситуацию, ход матча, события. Это в большей степени эмоциональная окраска репортажа, которая позволяет зрителю ближе находиться к команде и игрокам. Секрет удачного sideline - в активной и яркой работе тренера с командой на скамейке. Потому что есть наставники, которые достаточно скупы на эмоции и комментарии к игрокам. Такие тренеры дают информацию по игре в раздевалке, а нам необходима картинка у льда.

И, конечно, самому нужно внимательно следить за ходом игры, понимать, что происходит, не выключаться из моментов, эпизодов. Понятно, что обзора всего льда от скамейки нет, ведь, например, верхние комментаторы, как мы их называем, видят всю площадку перед собой. А внизу ты, может быть, не видишь рисунок игры. Тебе доступны только перемещения игроков, ты следишь за тем, что происходит в событийном плане - удаления, травмы, смены, замены вратаря, тайм-ауты, запросы тренера на офсайд и взятие ворот. Повторюсь - очень важно, чтобы тренеры тоже постоянно были в игре и общались с игроками. В этом и заключается успех хорошего репортажа «внизу».

- Расскажите о вашем опыте работы комментатором - тяжело ли быть вне кадра?

- Да, у меня был такой опыт, правда, на женском хоккее. Мы комментировали игру с Владимиром Гучеком. Мне очень понравилось, но я понимаю, что это невероятно тяжелая работа. Вести репортаж на протяжении двух с половиной часов - изматывающий труд. Фактически ты говоришь без остановки всё это время. Это эмоциональная работа, сродни выходу на сцену актера, который работает в течение хода спектакля, отрабатывая свою роль. И здесь то же самое. В течение такого долгого времени ты должен непрерывно находиться в рабочем тонусе.

Мой комментаторский опыт - определенная планка, которую я хотела взять. Попробовать, по крайней мере. Было очень интересно рассказывать самой, внедряться, быть внутри этого процесса. Но это очень изматывает. Потом я, наверное, сутки восстанавливалась в эмоциональном смысле.

- Спортивный журналист обязан быть беспристрастным в своей профессии, однако, есть ли клуб, который вы поддерживаете как обычный болельщик?

- Мне часто задают вопрос о моих клубных пристрастиях. Я абсолютно точно ни за кого не болею. Чтобы я за кого-то «топила», как говорится… Такого у меня нет. Я уважаю, конечно, все клубы, с которыми работаю. В частности, я говорю о московских командах, которые помогают организовывать наш рабочий процесс - за что им огромное спасибо. Уважаю все клубы, которые приезжают на гостевые матчи и идут нам навстречу в работе. За последнее время в этом смысле сделан большой шаг вперед и все достаточно коммуникабельны, всегда стараются работать над общим процессом создания телевизионной трансляции.

Любимой команды у меня нет. Я могу, естественно, сказать, что всегда поддерживаю сборную России, здесь никаких сомнений быть не может. А в клубных предпочтениях я переживаю за ребят, которых лично знаю и с которыми общаюсь. Хотя, конечно, бывают такие финалы, где в обеих командах играют мои знакомые.  Тот же Кубок Гагарина, например, где я знаю ребят и с той, и с другой стороны. Поэтому всегда стараюсь просто насладиться игрой. Пусть победит сильнейший! В любом случае, это спорт, кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть.

- Вы и сами играете в хоккей - ваши обширные знания о нюансах этого вида спорта помогают на льду? Или в игре вся теория отходит на второй план?

- Да, я начала заниматься хоккеем в 2016 году, и это тоже невероятный труд. Сейчас из-за пандемии сделала небольшую паузу. Но в любом случае, то, что я уже встала на коньки и научилась кататься самостоятельно - большое дело. Хочу сказать спасибо Лиге женского хоккея, которая меня на эти самые коньки и поставила, обеспечила формой. Я могу выразить только огромнейшее уважение и Руслану Гутнову, и всем девчонкам, которые всегда были со мной рядом и старались меня поддерживать в этом начинании. Оксану Егорову, руководителя лиги, и Жанну Щелчкову, которая непосредственно занималась тренировками со мной. Всем большое спасибо.

И скорее наоборот, этот опыт помогает мне в работе, потому что я почувствовала хоккей изнутри. Насколько сложен тренировочный процесс, насколько трудно быть сконцентрированным. Когда ты выходишь на лед, тебе нужно держать под контролем свою физическую форму, тело, шайбу, голову! Так много нюансов. И когда возвращаешься на позицию журналиста, ты понимаешь, насколько непросто ребятам. Хоть и они выходят на огромнейшем опыте, у них за плечами по несколько десятилетий занятий хоккеем, начиная с детско-юношеской школы. Для хоккеистов это уже привычным ритм, но в любом случае я прекрасно понимаю, какая это тяжелая работа - играть в хоккей. А они проделывают ее ежедневно - и в матчах, и на тренировках.

- Что бы вы посоветовали начинающим хоккейным журналистам? С какими трудностями вам пришлось столкнуться и как вы их преодолели?

- Начинающим я могу посоветовать только одно - любить свое дело, потому что без любви к своему труду никогда ничего не получится. Я это точно знаю - если бы я не любила хоккей, то я бы не проводила столько времени рядом с этим видом спорта. Этим нужно гореть. Вообще, любым делом нужно гореть, если вы хотите достичь успеха. Поэтому я желаю всем вот такого неподкупного энтузиазма - это не деньги, не слава, только чистая и откровенная любовь.

Какие трудности были у меня? Только в психологическом плане - я перебарывала и переламывала какие-то стереотипы в начале пути, когда женщин в нашем хоккее было минимальное количество. Динара Кафискина - одна из первых, которая работала с ребятами, делала интервью для журналов и газет. Если говорить о профессиональном спортивном телевидении, то, когда я делала свои первые шаги, образцом этого формата являлся телеканал «Спорт». Я была пионеркой в этой области.

А трудности всегда есть, в любом деле. Я, быть может, не соответствовала каким-то привычным стандартам - маленькая, миниатюрная, а они - огромные хоккеисты. Иногда были сложности из-за разницы в росте, мне даже придумывали какие-то ящики. Но со временем всё это стерлось, сегодня ящики никто не изобретает, потому что есть понимание, что такие моменты нормальны. И научились снимать так, чтобы разница в росте не была проблемой. А сейчас вообще есть такая креативная история, когда мы в принципе не работаем в кадре - держим дистанцию, которую требуют от нас правила Роспотребнадзора. Все трудности так или иначе преодолеваются, если ты любишь то дело, которым занимаешься.

- Вспоминая «Марафон Ночной лиги» - чем sideline на любительском хоккее отличается от работы на матче профессиональных клубов?

- То, что сделала Ночная хоккейная лига - просто прекрасное и классное мероприятие, в котором мне посчастливилось поучаствовать. Спасибо большое руководителям Лиги за то, что доверили мне эту позицию. Никаких различий нет, может быть, даже наоборот, я чувствовала там себя более свободно и раскрепощенно в том плане, что все участники были в хорошем настроении, и не было цели концентрироваться на результате игры - взять кубок, одержать победу. Было простое и живое общение, что, естественно, только сделало репортаж ярче, насыщенней и интересней. Поэтому это был прекрасный день, и несмотря на то, что мы пробыли там достаточно длительный период, я получила массу эмоций и уехала оттуда на кураже и драйве, которые сделали мне настроение на всю последующую рабочую неделю. И за это тоже большое спасибо Ночной хоккейной лиге!

Загружаю данные...